Форум – это своеобразное сообщество единомышленников, живущее своей жизнью. Он является мощнейшим оружием продвижения и привлечения целевого трафика на веб-сайт.
Для Вашего сайта раскрученный форум может дать: постоянных посетителей (ядро сайта), уникальный контент (который будут создавать пользователи), низкочастотный трафик с поисковых систем, обратную связь с читателями Вашего веб-сайта и возможность планирования дальнейшего развития проекта, в зависимости от интересов пользователей. А также увеличение количества «естественных» внешних ссылок.
Изучая материалы по раскрутке форума я разделил все действия, производимые над форумом, на 2 группы:
1) технические - любые действия, так или иначе связанные с изменением кода, настройкой и установкой форума, написанием дополнительных модулей, а также СЕО;
2) организационно-стимулирующие – любые вопросы, связанные с привлечением внимания пользователя к форуму, отдельным темам, побуждением к написанию сообщений.
Т.к. материала получилось много, то было принято решение разделить один мега-пост на две части. В этой, первой, статье я опишу технические аспекты продвижения форума.
Раскрутка форума: технические аспекты
Описывать процесс установки и настройки форума я не вижу смысла. В Интернете Вы можете найти огромное количество информации по установке любого форума. Давайте лучше сразу перейдем к этапу проектирования форума и рассмотрим основные вопросы, которые должен учитывать каждый вебмастер.
Доменное имя
Форум лучше делать на поддомене основного сайта (например, forum.searchengines.ru). Т.к. это самобытный ресурс со своей аудиторией. Кстати, благодаря постоянно обновляемому контенту, поисковые роботы чаще посещают форум. А значит, форум индексируется намного быстрее обычного сайта. Вы можете этим воспользоваться для ускорения индексации сайта, путем публикации ссылок на интересные новости, обзоры, статьи в новых темах и сообщениях форума. Или просто разместить вверху каждой страницы форума логотип со ссылкой на главную страницу основного сайта.
Выбор поискового запроса
Далее, Вы должны определиться с основным запросом под который будет продвигаться главная страница форума. Очень часто вебмастер для главной страницы выбирает запрос «форум». Могу сразу сказать, что этот запрос является абсолютно не тематическим, т.е. посетители, пришедшие с поисковых систем по данному запросу, не задержатся на форуме, это нецелевая аудитория. Правильнее будет продвигать главную страницу по запросу «Форум о том-то». Плюс этого ключевика в том, что такие запросы к поисковым системам обычно совершают заинтересованные люди, которые ищут информацию определенной тематики. Эти посетители являются целевыми, и если Вам удастся заинтересовать их, то Вы получите новых участников форума.
Структура форума
Определившись с доменом и основным ключевиком, Вы можете переходить к проектированию структуры форума. Сперва, Вы должны определиться с количеством разделов форума. Самая распространенная ошибка - это создание огромного количества разделов на новом форуме. Вебмастер должен изначально учитывать широко распространенную среди новичков боязнь «первого сообщения». Особенно остро эта боязнь проявляется в пустующем, либо заброшенном форуме. Новичок, попав в такой форум, никогда не напишет первым. Поэтому сделать много разделов сразу – заживо похоронить зарождающуюся жизнь (да, именно так, я неспроста написал в такой жесткой форме), вначале лучше создавать от 3 до 5 разделов по основным тематикам. Со временем, их можно будет разделить на узконаправленные подразделы.
Оптимизация внутренних страниц форума
Следующим важным моментом является оптимизация заголовков страниц. Оптимизированные заголовки повысят релевантность (другими словами, уровень соответствия) страниц форума поисковым запросам и позволят занимать высокие позиции в выдаче поисковых систем. Самая распространенная и одновременно нерелевантная схема построения заголовков такая:
НАЗВАНИЕ ФОРУМА – РАЗДЕЛ – ПОДРАЗДЕЛ – ТЕМА
Поисковые системы учитывают при ранжировании примерно 80 первых символов заголовка (). И при длинных названиях форума, раздела, подраздела важные ключевые слова, содержащиеся в названии темы, будут просто проигнорированы, либо влиять очень слабо. Поэтому использование стандартной схемы заголовков значительно снижает соответствие страниц поисковым запросам - проиндексированные страницы будут занимать низкие позиции в выдаче. Оптимизированные же заголовки должны строиться по следующей схеме:
ТЕМА – ПОДРАЗДЕЛ – РАЗДЕЛ – НАЗВАНИЕ ФОРУМА
В данном случае важные ключевые слова будут содержаться в первых 80 символах и оказывать большое влияние при ранжировании. У меня есть пример из личного опыта, когда позиции сайта резко повысились после смены схемы построения заголовков страниц (сайт за 2 АПа выскочил с 35 места на 2 по конкурентному СЧ-запросу!).
На выдачу кроме заголовков страниц также влияют внешние и внутренние ссылки (внутреннее ссылочное). Поэтому большим плюсом будет наличие внизу страниц с обсуждением темы навигационного меню вида:
ПРЕДЫДУЩАЯ ТЕМА – ПОЛОЕ НАЗВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ТЕМЫ – СЛЕДУЮЩАЯ ТЕМА
Кто-нибудь может сказать как мы можем оптимизировать данное меню? Правильно, мы можем заменить ссылки «предыдущая тема» и «следующая тема» на реальные названия предыдущей и следующей тем, например:
ПРОДВИЖЕНИЕ БЛОГА – РАСКРУТКА ФОРУМА – ПИАРИСТЫЕ ССЫЛКИ
Наличие ключевых слов в анкорах ссылок положительно повлияет на релевантность страниц поисковым запросам, на которых обсуждаются «Продвижение блога» и «Пиаристые ссылки». Ссылки как-бы указывают что данные страницы по определенной тематике (текст в анкоре ссылки) и поисковые системы это учитывают.
Привлечение читателей с сайта, технические решения
Самым распространенным решением является размещение на главной странице сайта списка последних тем на форуме. Идея такая: пользователь заходит на сайт, видит какой-нибудь интересный заголовок, щелкает по ссылке и включается в обсуждение темы. Это идеальный вариант, на практике же дела обстоят иначе. Пользователя нужно практически силой направлять в форум. Ссылки на форум должны находиться во всех уместных местах. Например, вебмастер после публикации статьи или какой-то интересной новости может разместить ссылку «Обсудить на форуме».
Но более продвинутым вариантом является создание специального раздела на форуме, например, «Обсуждение статей». Этот раздел должен быть открытым для комментирования незарегистрированными пользователями. И самое главное, на сайте, сразу после статьи должна находиться форма для комментирования. Не ссылка на раздел форума, а именно форма, заполнив которую пользователь сможет оставить комментарий. Т.е. Вы должны объединить систему комментирования статей на сайте с разделом форума. Такой подход позволит сразу направить читателя в тему с обсуждением данной статьи. И, возможно, почитав комментарии, он захочет зарегистрироваться на форуме.
В следующей статье будут рассмотрены организационно-стимулирующие методы раскрутки форума.